Искусственный интеллект в геологоразведке и добыче полезных ископаемых

05.04.01 «Геология»

Искусственный интеллект в геологоразведке и добыче полезных ископаемых

Кафедра недропользования и нефтегазового дела

2 года

Русский Русский

Очная форма

Бюджетные места – 16*

Минимальные проходные баллы

Вступительные испытания

Междисциплинарный экзамен – 30

Стоимость обучения

1‑й год – 265000 ₽

2‑й год и далее – 340000 ₽


*Бюджетные места распределяются среди образовательных программ "Инновационные технологии в поиске и разведке месторождений нефти и газа", "Инновационные технологии в поиске и разведке твердых полезных ископаемых" и "Искусственный интеллект в геологоразведке и добыче полезных ископаемых"

О профессии

Геолог-магистр в области геологоразведки и добычи полезных ископаемых занимается изучением геологического строения месторождений, планированием и оценкой результатов их разведки, планированием и сопровождением добычи полезных ископаемых. В последние годы искусственный интеллект стал неотъемлемой частью многих отраслей промышленности, включая горнодобывающую и нефтегазовую отрасль.

Охарактеризовать профессию такого междисциплинарного специалиста можно на основе обзора отрасли и выделяемых важных трендах:

− Автоматизация и цифровизация. Отрасли геологоразведки и добычи полезных ископаемых активно внедряют цифровые технологии и автоматизацию процессов. Для этого требуются специалисты, способные интегрировать искусственный интеллект в существующие производственные цепочки, чтобы повысить их эффективность и точность.

− Комплексные проекты. Развитие крупных геологоразведочных и добычных проектов требует привлечения специалистов, владеющих профильными знаниями и современными методами анализа данных и прогнозирования. Такие проекты часто связаны с большими объемами данных, требующих анализа и интерпретации, что невозможно без использования искусственного интеллекта.

− Моделирование и прогнозирование. Использование искусственного интеллекта как дополнительного инструмента при создании моделей месторождений и прогнозирования их поведения становится эффективным фактором успеха в геологоразведке. Это требует наличия специалистов, способных разрабатывать и внедрять такие модели.

На сегодняшний день существует дефицит специалистов, обладающих одновременно глубокими знаниями в области геологии и искусственного интеллекта. Магистратура по данной программе готовит именно таких профессионалов, способных решать сложные задачи на стыке двух дисциплин.

Учебный процесс

В течение двух лет во время обучения студенты осваивают как теоретические основы искусственного интеллекта, так и практические навыки применения этих технологий в конкретной отраслевой среде геологоразведки и добычи полезных ископаемых.

Практическая направленность. Развивается способность ориентироваться в специализированных горно-геологических программах (Micromine, Геомикс (Geomix), tNavigator, QGIS, и др.) и эффективно использовать их возможности. Работа с реальными данными, разрабатывать модели и системы поддержки принятия решений.

Инновационный подход. Изучение новейших разработок в области искусственного интеллекта и их адаптации под специфику геологоразведочной деятельности. Это позволяет быть в курсе последних тенденций и предлагать новые решения для существующих проблем.

Научно-исследовательская деятельность. Участие в научно-исследовательских проектах дает возможность углубить свои знания и получить опыт работы над реальными задачами, что способствует развитию критического мышления и аналитических способностей.

Международное сотрудничество. Во время обучения есть возможность реализовать академическую мобильность, например, стажировка за рубежом, участие в международных конференциях и семинарах. Это расширяет кругозор и открывает возможности для карьерного роста на международном уровне.

Ключевые дисциплины: «Глубокое обучение и генеративные модели», «Прикладные задачи анализа данных в геологоразведке», «Компьютерное зрение», «Практикум применения искусственного интеллекта в геологоразведке», «Природные резервуары и цифровые технологии при освоении месторождений нефти и газа».

Практика

Во время обучения студенты выполняют научно-исследовательскую работу и проходят практики.

  • Ознакомительная практика позволяет получить понимание научно-исследовательской деятельности в области геологоразведки и искусственного интеллекта. Во время практики рассматриваются разновидности исследований, методика их планирования и проведения, правила и рекомендации оформления получаемых результатов.
  • Научно-исследовательская работа позволяет развить творческий и интеллектуальный потенциал для решения актуальных задач современной геологоразведки и добычи полезных ископаемых с применением технологий искусственного интеллекта. Получаемые результаты являются элементами следующих глобальных целей отрасли:

− Технологический прогресс. Современные методы анализа данных, машинного обучения и нейронных сетей позволяют значительно повысить точность прогнозов, снизить затраты и риски, а также ускорить процессы разведки и добычи полезных ископаемых.

− Модернизация отрасли. Опираясь на геологические знания, применение искусственного интеллекта позволяет улучшить эффективность этих процессов, минимизировать ошибки и сократить сроки выполнения работ.

  • Педагогическая практика позволяет понять основные особенности работы преподавателя вуза, получить опыт проведения занятий и работы с учебно-методическими материалами.
  • Преддипломная практика нацелена на написание выпускной квалификационной работы.

Карьера

Рынок труда испытывает высокую потребность в специалистах, обладающих знаниями и навыками в области искусственного интеллекта применительно к геологоразведке и добыче полезных ископаемых. Эта потребность будет только расти по мере дальнейшего развития цифровых технологий и автоматизации производственных процессов.

Профессия геолога предлагает разнообразные карьерные возможности. Геологи могут работать в частных компаниях, государственных учреждениях, академической сфере или в исследовательских институтах. Они также могут заниматься консалтингом и анализом данных, связанных с геологическими исследованиями, или заниматься преподаванием и образовательной деятельностью.

Выпускники программы могут рассчитывать на широкий спектр возможностей трудоустройства в России и за рубежом:

  • Нефтегазовая промышленность: работа в компаниях, занимающихся разведкой и добычей нефти и газа, где требуется применение искусственного интеллекта для оптимизации процессов и повышения эффективности (ПАО «Газпром», ПАО «Татнефть», ПАО «Башнефть», ПАО «Роснефть», ПАО «Лукойл», ОАО «ТНК-BP», АО «Зарубежнефть», ТОО «КазМунайГаз», Компания «Шлюмберже», и др.).
  • Горнодобывающая промышленность: участие в проектах по разведке и добыче твердых полезных ископаемых, где искусственный интеллект используется для анализа геологических данных и управления производственными процессами (АО «Росгеология», АО «Зарубежгеология», ПАО «Полюс», ПАО «Норникель», АК «Алроса» (ПАО), Объединённая компания «РУСАЛ», ОАО «Холдинговая компания „Металлоинвест“», ОАО «Полиметалл», KINROSS, BHP Billiton, Rio Tinto, и др.).
  • Консалтинговые компании: предоставление консультационных услуг компаниям, заинтересованным во внедрении технологий искусственного интеллекта в свою деятельность (ООО «Геотехконсалтинг», ООО «Компания Нефтяных Инженеров», ООО «Гинтелл», ООО «Инжгео» и др.).

Научно-исследовательские институты: проведение научных исследований и разработка новых методов применения искусственного интеллекта в геологоразведке и добыче полезных ископаемых (Геологический институт Российской академии наук (ГИН РАН), Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН (ИГЕМ РАН), Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт цветных и благородных металлов (ЦНИГРИ), Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского, Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья им. Н.М. Федоровского (ВИМС), Институт минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов (ИМГРЭ) и др.).